дихотомия адама смита

«Мы пре­зираем эгоиста, — пишет он в своей книге о теории нравственных чувств в 1759 г., — очерствелая душа которого занята исключительно собой и относится бесстрастно как к счастью, так и к несчастью своих ближних... Отдавать свое сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать, насколько возможно, личный эгоизм и отдаваться сладостной снисходи­тельной симпатии к другим представляет высшую степень нравственно­го совершенства, к которой только способна человеческая природа». Смит — моралист, профессор нравственной философии, считал нужным исходить из «главного христианского закона», повелевающего любить ближних, как самих себя. Иными словами, в сфере чистой, умозри­тельной морали человек у Смита — это своего рода Homo Humanus. В иной, противоположной роли человек фигурирует у Смита — класси­ка политической экономии. Вступая на поприще практической деятель­ности, он действует как расчетливый и предприимчивый собственник — Homo Economicus. 
«...Человек, — пишет Смит в своем труде о богатстве народов в 1776 г., — 
постоянно нуждается в помощи своих ближних, но тщетно было бы ожи­дать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интере­сах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий дру­гому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе, — таков смысл вся­кого подобного предложения... Мы обращаемся не к гуманности, а к их эго­изму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах». 

Comments

Popular posts from this blog

любовь — это когда онанизм не помогает

пиши, как Зощенко, или за щеку тебе напихает общество

пиши, как Зощенко, или за щеку тебе напихает общество